Рассмотрим замену подшипника в стиральной машине модели Zanussi Aquacycle 1000, произведённой в 2002 г. Все работы осуществлялись на дому, своими руками. Так как ремонт производился в 2017 году, то возраст стиралки составлял примерно 15 л. Что в принципе неплохо, по сравнению машинами, которые изготовлены в более поздний срок. При правильной эксплуатации, срок применения подшипников — 15-20 лет. Конструктивно СМА «Электролюкс» и «Занусси» схожи, поэтому такой подход можно применять к обеим маркам.
В этих машинах используется мощный двойной подшипник фирмы SKF модели BA2D.
Характеристики:
- d=30;
- D=60;
- B=37.
Код изделия у поставщиков запчастей:026298, 12404633657, 255119, 633657, 663667.
Для этого бака используется специальный сальник следующей размерности: 40—60/10. Таблица соответствия запасных частей популярных моделей.
Подготовка
При разрушении подшипника возникает шум при отжиме белья. И с каждой стиркой гул усиливается. Поэтому, с заменой лучше не затягивать. Эксплуатация машины с полуразбитым подшипником приведёт к повреждениям вала или посадочного места под него. А также при изношенном сальнике, внутрь бака попадает смазка и бельё загрязняется.
В случае истирания вала, его необходимо будет обрабатывать на специальном оборудовании, и если восстановление невозможно, то покупать крестовину. Даже в Москве купить её на стиральную машину определённой марки довольно сложно. Обычно они поставляются под заказ со сроком ожидания от 2 недель до 2 месяцев.

Набор пассатиж.
Для выполнения комплекса работ необходим набор инструментов:
- шлицевая отвёртка;
- крестообразная отвёртка;
- набор торцевых головок (8, 10, 13, 17);
- трещотка, два удлинителя и кардан;
- плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, съёмники хомутов;
- молоток, зубило или выколотка, нож;
- сантехнический силикон и пистолет.

Нож, трещётка и переходники

Ещё нужные инструменты.
Это минимальный набор, с помощью которого вы поменяете подшипники барабана стиральной машины «Занусси». В случае осложнений понадобиться болгарка.
Кроме этого, необходима специальная смазка для сальников СМА и фиксатор резьбы (должен быть синего цвета). Фонарик очень пригодится в работе.

На этой модели производился ремонт.
Разборка стиральной машины Zanussi («Занусси»)
Прежде чем приступить к ремонту стиральной машины, её необходимо демонтировать. Разборку начинаем с демонтажа верхней стенки. Крышка прикручена к корпусу двумя винтами. Для этого нам понадобится головка на 8 и трещотка. После откручивания — снимаем.
Онлайн-диагностика стиральной машины
Если Ваша машинка перестала нормально стирать или полоскать белье, то произошел какой-то сбой или случилась поломка. Вы можете самостоятельно попробовать найти проблему.
Выберите какую операцию не выполняет Ваша стиральная машина:
1. Не сливает 2. Не вращает барабан 3. Не отжимает белье 4. Шумит, стучит, гудит при отжиме 5. Не включаетсяПрилагаем небольшое усилие, потому что стенка входит двумя пластиковыми защёлками в технологические выступы на корпусе. Можно слегка ударить ладонью по крышке стоя лицом к фронтовой части стиральной машины.
Затем снимаем заднюю половинку. В СМА «Занусси» и «Электролюкс» она включает в себя часть корпуса сбоку. Такое техническое решение даёт преимущества при ремонте, потому что открывается доступ к деталям сбоку.
Для этого снимем по два винта с каждой стороны. Это показано на фото ниже.

Без верхней крышки

Крепёжные винты
Затем открутим 2 болта (закрыты заглушкой), которые расположены внизу с каждого бока, рядом с местом стыка половинок корпуса.

Откручиваем крепления снизу.
Отстегиваем от задней части панель с клапанами залива воды. Это сделать просто. Используем небольшую шлицевую отвёртку и отстёгиваем защёлки в местах, показанных на фотографии ниже.

Крепления сливного клапана
Так выглядит стиральная машина Zanussi со снятой задней крышкой корпуса.

Без задней крышки
Снимаем ремень с электродвигателя и шкива барабана. Затем отсоединяем резиновые трубки от двух прессостатов.

Снимаем ремень привода и датчик уровня воды
Затем ослабляем винт, расположенный на хомуте патрубка. На фото отмечено стрелками. Полностью откручивать не надо. Хомут удерживает резиновый патрубок между баком и дозатором. Отстёгиваем его.

Патрубок от бака -дозатора
В результате наших действий, сверху бака осталось только два элемента, которые соприкасаются с корпусом — пружины. Они гасят вибрацию при вращении барабана.
Переходим к нижней части. Открепляем электропроводку от водонагревательного элемента бака.
Работаю в сфере ремонта бытовой техники. Большой опыт в восстановлении стиральных и посудомоечных машин.
Откусываем кусачками пластиковые стяжки, притягивающие проводку к баку и электродвигателю.

Крепления проводки
Отстёгиваем контактную группу и заземление от мотора. Открепить обычно не так просто. Иногда необходимо использовать плоскогубцы.

Контакты двигателя.
Прижимаем пластиковую защёлку сбоку. Вытаскиваем фишку.
Отсоединяем заземление, которое прикреплено к втулке с подшипниками.

Заземление на баке
Теперь наш бак отсоединён от электропроводки. Шлейф убираем вглубь стиралки, чтобы случайно не перебить его.
Снимаем мотор. Это необходимо сделать для максимального облегчения бака. А также это обезопасит электродвигатель от попадания влаги на обмотку или в клеммную коробку, после отсоединения резиновых труб.
Это важно! Снимаем мотор с бака, перед тем как отсоединяем нижний патрубок! Это обезопасит от попадания воды в двигатель.
Откручиваем четыре болта. Два спереди.

Болты двигателя
Ещё 2 в глубине стиральной машины.

Дальние винты мотора
Для откручивания понадобятся: «удлинители» и «кардан» для «трещотки», потому что напрямую не удастся добраться до этих болтов. Для этого необходим изгиб. Размер — 10.
Вынимаем двигатель.
Снимаем амортизаторы. Они удерживаются в креплениях с помощью пластиковых втулок. Стрелками показаны на фотографии.

Стопорные втулки амортизатора
Вытаскивать оба нет особого смысла. Удобнее всего открепить амортизаторы от бака, и оставить прикреплёнными к корпусу.
Существует определённая тонкость в вытаскивании втулок, которые удерживают амортизаторы. С обратной стороны есть выпирающая защёлка. Она не даст вытащить втулки.
Поэтому, с обратной стороны зажимаем задвижку, и одновременно тянем на себя втулку. Тащить плоскогубцами, но вначале можно поддевать отвёрткой.
После этого открепляем нижний патрубок, который соединяется со сливным насосом. Второе решение — сдёрнуть патрубок от насоса. Но этот вариант сложнее, потому что насос находится далеко в глубине. Кроме того, патрубок висящий на баке, можно повредить при вытаскивании бака.
Поэтому отцепляем его. Для этого с помощью отвёртки ослабляем металлический хомут. Стягиваем патрубок.
Но необходимо снять ещё один бандаж. Он прикрепляет патрубок к расширительной трубке, которая соединяется с прессостатом. Хомут снимается с помощью плоскогубцев.

Крепления нижнего патрубка
Осталась одна деталь, которая соединена с баком — это манжета. Прижимается она пластиковым хомутом с небольшими зубчиками, которые входят в друг друга. Открываем дверцу, и находим место соединения. Аккуратно тянем на себя, слегка раздвигая зубчики.

Пластиковый хомут, удерживающий манжету

Хомут манжеты.
Снимаем пластиковый бандаж и открепляем манжету от корпуса стиральной машины. Теперь, всё готово к тому, чтобы вытащить бак. Достаём его. Для этого по очереди отцепляем пружины, одновременно удерживая бак рукой через барабан.

Пружины

Снятый бак.
Вот так выглядит разобранная стиральная машина «Занусси». Необходимо очень аккуратно обращаться со шлейфом — случайно можно перебить один из проводов.

Корпус без бака
Меняем подшипник
Чтобы поменять подшипники, необходимо разобрать бак. Для облегчения работы с ним, лучше снять противовесы. Откручиваем сквозные крепления и снимаем передний, расположенный вокруг манжеты.

Крепления противовеса
Сдёргиваем резину. Она прижимается к корпусу круглым хомутом, в виде пружины.

Бак без противовеса и манжеты. На полу видна пружина.
Снимаем шкив с помощью торцевой головки на 17 мм.
Понадобиться применить сильное усилие! Употребим рычаг!
Я использую для этого металлическую трубку для создания необходимой потуги. Дело в том, что на резьбу нанесён специальный фиксатор — для предотвращения раскручивания при вращении. И напряжение необходимо применить для того, чтобы сдвинуть болт с фиксатора. После этого он будет отвинчиваться легко.

Рычаг для снятия шкива
Снимаем небольшой противовес под шкивом.
Отвёртываем по кругу болты, которые скрепляют две половинки бака. Понадобиться удлинитель для торцевого ключа.

Откручивание скрепляющих болтов.
Разъединяем две половинки бака и вытаскиваем барабан. Иногда он легко не выходит. Тогда необходимо ударить по валу молотком — столько раз, сколько понадобится.
Важно! Нельзя напрямую ударять по валу. Есть вероятность повреждения. Закрутим крепящий болт, и ударим по нему через дощечку!

Втулка под подшипники и сальник.
Очищаем место посадки изнутри бака и снимаем сальник. Для этого используем крепкую отвёртку или зубило. Часто приходится применять молоток.

Старый сальник, очищенный от грязи.
Затем вытаскиваем металлическое стопорное кольцо. Оно находится под сальником, в специальной канавке и фиксирует положение подшипника. Лучше использовать для этого круглогубцы с узкими кончиками и шлицевую отвёртку. Требуется определённая сноровка при снятии.

Стопорное кольцо.
Выбиваем подшипник. Я использую для этого зубило. Очень удобно. Есть широкая площадка, с одной стороны, и узкая с другой. Демонтируем вначале внешний. Молоток применяем средний.
Работаю в сфере ремонта бытовой техники. Большой опыт в восстановлении стиральных и посудомоечных машин.
Поскольку подшипник сдвоенный, то это может занять время, минут 15—20 примерно. Зубило необходимо перемещать либо по кругу, либо крест-накрест. Это нужно для того, чтобы подшипник не перекашивало во втулке и он равномерно выходил.
При выбивании наносим удары по любой части подшипника.
Это довольно шумная процедура, поэтому её можно перенести на улицу. В качестве подкладки, я обычно использую противовесы, т. к. они всегда под рукой.

Ремкомплект.
Приступаем к установке. В новом подшипнике внутри находится пластиковая втулка. Не снимайте до посадки изделия. Она сама легко выйдет, после того как вы будете ставить барабан на место.

Пластиковая втулка в подшипнике.
Сначала используем широкую часть зубила. Когда корпус осядет, то узкую. Обязательно наносить удары по разным сторонам. Лучше использовать технику «крест-накрест», постепенно перемещаясь по кругу.
Забивать подшипник можно другими способами. Некоторые применяют для этого старый подшипник. Другой вариант – довольно большой болт и маленький молоточек. Четвёртый способ, он же самый профессиональный — специальный монтажный инструмент.

Посадка с помощью зубила.
После того как подшипник встал на своё место, обязательно ставим обратно металлический хомут. Он должен расположиться в углублении.

Смонтированный подшипник со стопорным кольцом
Потом ставим сальник. Как правило, его приходится забивать молотком через дощечку. А также, для этого можно применять старый. Для надёжности рекомендуется использовать клей момент для соединения с корпусом. Особенно это важно, если сальник встал на своё место очень свободно. Например, вы его поставили руками слегка нажимая.
Наносим специальную смазку подшипников стиральных машин. Накладываем её на внутреннюю юбку сальника, полностью заполняя пространство.
Крайне желательно нанести смазку на часть вала, которая контактирует с сальником. Только сюда!
Если вы не можете найти нужное средство, то можно использовать «Циатим 221». Некоторые мастера применяют «Литол 24».
В принципе изделие должно удовлетворять следующим требованиям:
- Рабочая температура не ниже 150°.
- Водостойкость.
- Хорошая пластичность.
Но всё-таки лучше всего использовать специальные материалы для сальников стиральных машин.
Сборка стиральной машины
Монтаж выполняем в обратной последовательности. При этом есть некоторые важные тонкости.
Прежде всего, при соединении бака желательно применить сантехнический высокотемпературный силикон. Нанести нужно на стык. Некоторые мастера не используют. Но бывают случаи небольшой протечки на месте соединения. Поэтому рекомендуем его применять.
Важно! Силикон должен быть сантехническим и высокотемпературным — выше 100°!
Второй существенный момент, который необходимо выполнить. При насаживании шкива на резьбу наносим анаэробный фиксатор. Только синий! Красный нельзя! Купить можно в магазине автозапчастей.

Вариант анаэробного фиксатора резьбы.
Это необходимо сделать, чтобы болт, который крепит шкив, не раскрутился в период работы. Такое тоже бывает. Стиралку начнёт бить во время режима отжима.
Ещё важный момент — если вы использовали силикон, то нельзя эксплуатировать машинку в течение дня. Ему необходимо 24 часа, чтобы окончательно затвердеть. Да и фиксатору резьбы желательно дать сутки, согласно инструкции.
Видео
Этот подход можно применить при замене подшипников в любой стиральной машине, не только бренда Zanussi. Если неуверены в своих силах, то лучше обратиться к специалистам!