Рассмотрим, как можно самостоятельно поменять щётки на стиральной машине. Это обязательная часть коллекторного двигателя, который используется в 90 % СМА, и не только на «Индезит». Такой мотор: мощный, долговечный и высокооборотный, с возможностью плавного изменения скорости вращения. Основной недостаток — смена в связи с износом. Изготавливаются из мягкого материала — электротехнического графита или угля. Сделано это для того, чтобы не повредить «ламели», которые произведены из меди.
Щётки прижимаются к вращающемуся ротору и передают электричество. При эксплуатации машины с 2—3 стирками в неделю, замена потребуется через 10—12 лет. Перегрузка бельём приводит к повышенному износу, и сокращает время использования. Качество сборки так же важно. У именитых производителей не бывает досрочной замены.
Признаки износа щёток
Определить степень выработки лучше всего зрительно, сняв угольки с мотора. Такая диагностика — правильная.

Стиральная машина «Индезит», на которой осуществлялись работы
Но также есть косвенные признаки, по которым определяется стирание графита:
- Не происходит отжим белья, или барабан крутится прерывисто, иногда останавливаясь. С половинной загрузкой процесс происходит, а при полной — нет.
- Мотор перестал работать. При этом в электросети не было перепадов напряжения. Вы не переезжали и машина не подвергалась внешнему воздействию.
- Появляется ошибка, указывающая на проблемы в двигателе.
- Вы почувствовали запах «горелости».
- Появился странный звук — «потрескивание».
- При снятии верхней крышки — наблюдается слой графитовой пыли.

Порядковый номер на бирке
Разборка стиральной машины
Все работы будут выполнены на СМА «Индезит». Такой же подход можно использовать в стиралках других производителей.
Работаю в сфере ремонта бытовой техники. Большой опыт в восстановлении стиральных и посудомоечных машин.
Приступим к работе:
- Снимаем заднюю крышку. Она прикручена несколькими саморезами. Нужна крестообразная отвёртка.
- Вытаскиваем ремень привода. Берём его одной рукой и тянем на себя. Одновременно слегка прокрутим шкив. Ремень без проблем снимается.
- Отстёгиваем фишку, предварительно оттянув фиксирующий язычок. Стаскиваем жёлтый провод заземления.
- Открутим два болта, которые фиксируют двигатель на баке. Понадобится ключ на 10. Удобнее пользоваться торцевым.
- Вытягиваем мотор.

Откручивание винтов
Замена щёток
Порядок действий:
- Сначала отсоединяем провод от контактов. Удобнее всего применять для этого круглогубцы.
- Откручиваем два самореза, с помощью которых узел прижат к мотору. Используем крестообразную отвёртку и придерживаем руками шляпки.
- Снимаем щёточный узел в сборе.

Щеточный узел на моторе
Дальше у вас есть выбор:
- меняем весь модуль целиком;
- демонтируем щётку, не трогая узел.
Узел поменять проще всего. Но необходимо приобрести новый, который соответствует двигателю. Стоимость — от 1000 до 2500 р. в зависимости от модели и места покупки. Цены указаны по состоянию на 2017 год. Приобрести можно только в специализированных магазинах. Таковых не так много, даже в Москве.
Если не удаётся найти угольные щётки в сборе, то тогда происходит замена с разбором. Пластиковый корпус разделяется на две половинки. Внутри находится металлическая капсула. Показана на фото.

Металлическая капсула с щёткой

Пластиковый корпус
Откусываем провод соединяющий уголёк с узлом. Придерживаем уголёк, т. к. внутри пружина.
Важно! Необходимо запомнить направление скоса! И новую ставить таким же образом.
Ставим уголёк вместе с пружинкой и припаиваем контакт к капсуле. На картинке вы видите сточенную и свежую щётку.

Сравнение новых и изношенных щёток
Такая работа требует некоторых навыков и умений. Лучше её доверить профессионалу из сервисного центра, но при желании можно выполнить самостоятельно на дому.
Работаю в сфере ремонта бытовой техники. Большой опыт в восстановлении стиральных и посудомоечных машин.
Перед установкой — очистите от пыли двигатель, фишку контактов и «ламели» ротора. Используйте тряпочку с раствором спирта. По коллектору пройдитесь наждачкой «нулёвкой». Прочистите пространство между «ламелями».

Узел с новой щёткой
Сборку выполняйте в обратной последовательности. Но после установки мотора, не надевайте ремень привода.
Притирка к ламелям
Важный этап ремонта — притирка к ротору. Это нужно сделать для того, чтобы графит не искрил, и двигатель не перегревался.
Пошаговые действия:
- Мотор установлен в стиральную машину. Фишка с проводами и заземление присоединены. Ремень не надет.
- Подсоединяем к электричеству. Выбираем программу отжима, с помощью управления. Выставляем минимальную скорость оборотов.
- Включаем. Ждём завершения. И ещё раз запускаем.
- Устанавливаем ремень.
- Монтируем заднюю крышку.
- Выбираем средний режим стирки по времени: 1—1,5 часа. Выставляем минимальное количество оборотов. Бельё не кладём!
- Дожидаемся окончания работы и пользуемся СМА Indesit как обычно.
Небольшое видео в помощь.
Отметим, что если после притирки, щётки искрят, и при этом размер составляет 4-5 см., то с большой вероятностью в обмотках двигателя произошло межвитковое замыкание. Эксплуатировать такой мотор не рекомендуется. Он всё равно выйдет из строя, и может случится возгорание. В этом случае необходимо провести дополнительную диагностику, с помощью специального оборудования. Таблица запасных частей популярных моделей СМА «Индезит».